По словам психолога из Гарварда Сьюзан Хейтлер, чаще всего к ней обращаются люди, страдающие от депрессии, тревожного расстройства, чрезмерной раздражительности и гнева, а также пары с проблемами в браке. Очень часто, признается врач, причиной данных психологических «неприятностей» является то, что человек, их испытывающий, психологически не повзрослел. Другими словами, несмотря на паспортный возраст взрослый человек так и не достиг психологической зрелости.
Что такое психологический возраст?
«Как практикующий врач, я часто имею дело с парами. Вначале общения люди всегда кажутся психологически взрослыми, однако в процессе терапии их инфантильность становится очевидной. Часто я вижу, как взрослый человек становится грубым и ведет себя как ребенок», — рассказывает Сьюзан.
Как известно, у человека есть два возраста – возраст его тела возраст его психики (души). Вы уже, вероятно, замечали, что некоторые взрослые ведут себя как дети, а некоторые дети могут быть не по годам рассудительными. И если рассудительное поведение у детей только приветствуется, то наличие детских черт у взрослых приводит в замешательство окружающих.
В чем отличие детского поведения от взрослого?
Чтобы понять, что человек рядом с вами инфантилен, нужно определить, какие детские психологические черты он имеет. Для этого нужно сравнить типичное детское поведение и поведение взрослого в одной и той же ситуации.
-
Эмоциональный накал
Дети часто плачут, конючат, обижаются, выходят из себя. Взрослые так себя не ведут.
-
Обвинения
Дети люди перекладывать вину на кого-то другого, а психологически взрослый человек редко делает это.
-
Ложь
Дети легко врут, особенно в неприятных для них ситуациях. Взрослые по большей части стараются говорить правду.
-
Обзывание
Дети часто ругаются и обзываются. Взрослые стараются понять суть конфликта, не переходя на личности и не задевая психологические или внешние особенности оппонента.
-
Импульсивность
Дети ведут себя импульсивно, особенно когда расстроены или вне себя. Они становятся очень говорливыми или совершают импульсивные действия, не останавливаясь на размышления и обдумывание возможных последствий их действий.
Взрослые, в свою очередь, останавливаются, сдерживают порыв сказать что-то обидное или сделать что-то, что может причинить вред другим. Они стараются успокоиться, обдумать проблему, поискать дополнительную информацию.
-
Потребность быть в центре внимания
Если вы когда-нибудь наблюдали поведение ребенка, находящегося рядом со взрослыми, вы видели, как ребенок старается перетянуть на себя внимание. Если же попытки ребенка остаются неудовлетворенными, он начинает суетиться, становится неуклюжим, что-то бьет, ломает, что взрослые волей-неволей все равно думают только о нем. Взрослый человек себя так не ведет.
-
Физическое запугивание
Более крупные дети могут легко отбирать игрушки и добиваться прочих привилегий у детей с менее выдающимися физическими данными. Взрослые уважают границы друг друга. Твое – твое, а мое – мое.
-
Растущий нарциссизм
Если дети – или взрослые – начинают получать все, что им только захочется, просто потому, что они сильнее, больше, богаче, чем другие, то они могут сделать выводы. Что правил для них не существует. Такие рассуждения рано или поздно начинают давать в душе человека ростки нарциссизма.
Психологически сильные личности слушают других людей, стараются понимать чувства окружающих, а люди-нарциссы слышат только себя, не считаются с другими, а если не могут что-то получить, то с удовольствием пользуются физическим перевесом.
-
Незрелые способы защиты
Еще Фрейд выделял механизмы защиты, с помощью которых человек защищает себя и получает то, что он хочет. Взрослые личности сначала слушают других, а потом пытаются решить проблему сообща. Это нормальный защитный механизм.
Дети обычно стараются оскорбить друг друга. Если на футбольном поле этот механизм подчас работает, то в реальной жизни его можно назвать примитивным.
Еще один примитивный механизм защиты – отрицание. «Я этого не делал», — часто слышим мы от наших чад или от психологически незрелых взрослых.
-
Способность видеть свои ошибки и учиться на них
Когда психологически взрослые люди теряют контроль над эмоциями, позже они понимают, что эта «вспышка» была неподобающей. Дети, в свою очередь, еще не знают, что такое уважение к другим людям, и не способны проанализировать свое поведение. Они считают, что гнев является нормальным явлением, а вызван он каким-то поступком или словами другого человека. «Я сделал это, потому что ты…»
Как вести себя с инфантильным взрослым?
Вероятно, вы согласитесь с доктором Хейтлер, утверждающей, что легко любить ребенка, который ведет себя как ребенок, но когда ребенок находится в теле взрослого правила меняются. К счастью, большинство взрослых людей ведут себя по-детски только в случае угрозы.
Основная стратегия общения в инфантильным — поощрение его «взрослых» качеств. Кроме того, важно понять, что подчас изменить поведение взрослого очень сложно. Проще вырасти самому, а не пытаться изменить других.
Источник