Проклятье — расхожее выражение, довольно часто многие из нас употребляют его в самых разных жизненных ситуациях, практически не задумываясь над истинным значением этого слова.
Мы можем проклинать ненастную погоду или неудачные обстоятельства, вещи, не вовремя попавшие под «горячую руку» или сломанный каблук. Иногда мы проклинаем и свои личные качества, например, забывчивость, неуклюжесть. Некоторые люди посылают проклятье в пылу ссоры своим близким либо людям, с которыми находятся в конфликтных отношениях.
Проклятье отличается от порчи и сглаза более выраженным агрессивным компонентом. Посылая проклятье во время конфликтной ситуации, человек открыто и ярко выражает свое негативное отношение. Под сглазом подразумевается разрушительная зависть. Так, мамы стараются не показывать своих детей незнакомым людям, никогда не хвалят их сами из-за иррационального страха зависти. Проклятье — это выражение, прежде всего, агрессии на глубинном уровне. Как сказал бы психоаналитик, желающие смерти человеку, его потомству так же желают ее всем людям, которые относятся к нему хорошо», — рассказывает специалист клиники «Инсайт», врач психотерапевт-аналитик Игорь Вячеславович Лях.
Сглаз, порча и проклятье: в чем разница?
Сглаз и проклятье отличаются и по другим существенным закономерностям. Люди, которые очень сильно боятся сглаза, как правило, со временем обнаруживают, что они все-таки «недоследили»: ребенок «сглажен», сам человек не очень успешен, вокруг — конфликтные ситуации и т. д. Важно отметить, что дети, у которых родители боятся сглаза и порчи, вырастают с комплексом неполноценности. Они не привыкли получать похвалы от родителей и близких людей, поэтому, когда их начинают хвалить посторонние люди, они испытывают не радость, а страх и тревогу. В таких случаях развивается комплекс «отказа от успеха», когда человек, даже сделав реальные достижения, стремится сам все отдать, чтобы не переживать чувство потери, которого начинает бояться с момента достижения успеха. Такие люди в глубине души уверены, что лучше вообще не иметь, чем потом потерять. Конечно, такой жизненный настрой делает их социально пассивными, они не умеют пользоваться своими талантами и, следовательно, чаще проигрывают в конкурентной борьбе.
Можно пронаблюдать замкнутый круг, очевидную закономерность. Если мама боится, что ее красавицу дочь «сглазят», то в будущем такой девушке гарантирован «венец безбрачия», в силу того, что она с раннего детства на бессознательном уровне скопировала комплекс неполноценности своей матери, ее тревоги по отношению к себе как к матери, ее сомнения в возможности защитить своего ребенка и себя. Вместо желания похвалить своего малыша приходит страх, что его первые успехи и достижения будут утрачены в результате невидимой силы — «мистического сглаза». Такие люди весьма смутно представляют свои способности, что и приводит к развитию комплекса неполноценности в самых различных формах.
Проклятье в бытовом понимании может быть одной из форм выражения агрессии по поводу дискомфорта психологического или физического. Например, многие из нас довольно часто в конце рабочего дня произносят: «Работал, как проклятый», совершенно не задумываясь об истинном смысле сказанных слов. Нередко мы употребляем выражение «проклятое место», обозначающее некоторый участок, где нас постоянно преследуют какие-то неудачи (это может быть угол дома, о который мы постоянно задеваем или ступенька, о которую мы постоянно запинаемся).
В мистическом понимании проклятье — это ответ на чью-то агрессию. В народе существует отдельное мифологическое понятие «цыганское проклятье», которое глубинными психологическими корнями восходит к проклятью нищего. Из поколения в поколение передается древняя легенда: если нищий попросит что-то (стакан воды, еду, деньги, вещи) и ему откажут в этом, то он нашлет страшное проклятье на человека, его родных, дом… Особенно это мифическое представление развито в Сибири, так как много лет назад в деревнях часто попрошайничали беглые каторжники. Если люди им отказывали, не подавали милостыню, то в отместку они безобразничали в их домах. В современной жизни реальное проклятье нищего — это своеобразная грубая манипуляция, ставящая попрошайку из позиции просящего в позицию шантажиста. На улицах нашего города это выглядит, как некоторое психологическое насилие и даже грабеж.
Случай из практики врача психотерапевта-психоаналитика Игоря Вячеславовича Ляха. На прием пришла женщина тридцати лет, назовем ее Аллой Ивановной, после того, как в ее жизни произошла чрезвычайно сложная ситуация. Дело было так: она шла по центру города, очень спешила с обеденного перерыва на работу, но неожиданно дорогу ей перекрыла необычная нищенка, которая просила денег на еду своему малышу, хотя никакого ребенка рядом с ней не было. У Аллы Ивановны была с собой мелочь, но женщина ей очень не понравилась, так как явно врала и была пьяной, поэтому она ответила отказом, сказав ей: «У тебя и ребенка то, наверное, нет». На что нищенка очень сильно разозлилась и стала во все горло кричать, обзывать женщину самыми непотребными словами.
Прохожие начали оборачиваться, и Алла Ивановна, сильно смутившись, поспешила удалиться. Ей в спину нищенка злобно прокричала: «Будь ты проклята, сытая, довольная, покройся язвами гнойными, цыганским проклятьем проклинаю тебя», после чего быстро успокоилась и стала приставать к другим прохожим. После произошедшего Алла Ивановна сразу почувствовала себя плохо. Окружающие люди смотрели ей в лицо, и от неожиданности и обиды на ее глаза наворачивались слезы…
Вернувшись на работу, женщина почувствовала сильную головную боль, а к вечеру у нее поднялась температура. На следующий день ей было очень тяжело, но она все равно пошла на работу и рассказала своим коллегам о случившемся: «Вроде бы какая-то ерунда, и я не очень-то верю в такие вещи, но, тем не менее, я чувствую, что произошло что-то серьезное». Подруги ей все же порекомендовали обратиться к одной из знаменитых гадалок.
Алла Ивановна пришла на сеанс к гадалке и та ей подтвердила, что «цыганское проклятье» лежит на ней и ее семье. Гадалка сказала, что проклятье настолько сильное, что она не может снять его за один сеанс, и дала женщине «задание»: раз в неделю ходить в церковь, раздавать милостыню нищим. Алла Ивановна поблагодарила «волшебницу» за помощь и дала крупное вознаграждение.
В течение двух месяцев женщина исправно выполняла «задания» гадалки, каждое воскресенье раздавала нищим на паперти деньги. Но «цыганское проклятье» не снималось, ей даже не становилось лучше, мало того, ее преследовало ощущение страха, ей становилось хуже физически, каждый день мучили сильные головные боли. Алла Ивановна обратилась в больницу, и ей был поставлен диагноз «гипертония», что не совсем соответствовало ее возрасту. Врачи были обеспокоены, так как не знали, в чем скрывалась причина заболевания.
Ежедневные головные боли, сильная слабость, быстрая утомляемость, снижение внимания, и как следствие, череда неудач на работе и дома — так сбывалось страшное «цыганское проклятье». Спустя некоторое время у Аллы Ивановны заболел ребенок, что тоже е ее сознании стало еще одним подтверждением. Ее дочь выздоровела, однако маме становилось только хуже. В больнице продолжали обследование, невропатолог поставил Алле Ивановне диагноз «вегето-сосудистая дистония по смешанному типу» и, ориентируясь на ее жалобы, порекомендовал обратиться к психотерапевту, что собственно, она и сделала.
На момент прихода на специализированную консультацию состояние у Аллы Ивановны было близкие к паническому. Ей было сложно понять, что же с ней произошло в действительности. Как человек с высшим экономическим образованием, она не могла разобраться: «цыганское проклятье» — это сказка или реальность. Она находилась в сомнениях: раньше она об этом никогда не задумывалась, но, когда столкнулась с мистической ситуацией, пришлось поверить, ведь «проклятье нищенки» начало сбываться. Алла Ивановна надеялась встретить эту женщину на паперти у церкви, куда она приходила каждое воскресенье, она хотела попросить у нее прощения и дать денег, но так никогда ее больше и не увидела.
Алле Ивановне было предложено проведение нескольких терапевтических сеансов с элементами транса, чтобы снизить уровень тревожности. Выяснилось, что у женщины высокая степень гипнабельности. Ей становится легче на фоне музыкотерапии: она теряет страхи, чувствует себя уверенней. Поэтому ей было рекомендовано регулярно проводить сеансы музыкотерапии дома, при этом ее стали меньше беспокоить головные боли (конечно, психотерапия проходила при медикаментозной поддержке).
Однако женщину продолжал мучить вопрос: было ли в действительности «цыганское проклятье» или это лишь мистифицированная фантазия. Она постоянно вспоминала ту ситуацию, свое общение с нищенкой, но уже гораздо меньше переживала по этому поводу. Алла Ивановна хотела понять, почему столь незначительное событие привело к таким серьезным результатам, которые отразились не только на ее психологическом состоянии, но и на физическом здоровье, поэтому ей была предложена аналитическая работа.
В ходе психоаналитического консультирования выяснилось, что ее мать родом с Украины. В детстве, отдыхая у бабушки в небольшой украинской деревне, маленькая Алла слышала много мистических рассказов о заговорах, сглазах, проклятьях и даже серьезно боялась ведьм, колдунов — вплоть до того, что, став взрослой, старалась не смотреть фильмы ужасов. Она настолько впечатлительна, что ей иногда снятся увиденные в фильмах выдуманные «страшилки».
Элементы высокой эмоциональной впечатлительности в характере женщины были с детства. Она помнила, как когда-то очень давно мама рассказала ей о том, что в их деревне очень много лет назад жил проклятый мужчина. Он полюбил красивую замужнюю женщину, согрешил с ней, а она покончила с собой. Мать этой женщины прокляла его, и он, несмотря на свой молодой возраст, быстро постарел, сгорбился, постоянно кашлял… Эта мистическая история надолго запомнилась маленькой Алле, она до сих пор помнит, как долго со страхом думала о «материнском проклятье», и на бессознательном уровне всю жизнь боялась столкнуться с такой ситуацией.
Затем в ходе психоаналитического исследования был разобран сам контакт с нищенкой. Первоначально, еще до встречи с проклявшей ее женщиной, Алла Ивановна находилась в состоянии внутреннего конфликта. Во-первых, она сильно опаздывала, а нищенка преградила ей путь, задержала ее, при этом она говорила необычным образом, жестикулировала, выражалась матом, от нее пахло перегаром, и Алла Ивановна почувствовала стыд за женщину. А потом Алла Ивановна испытала стыд за себя из-за того, что с отвращением отнеслась к нищему человеку.
Но пьяная нищенка не просила, а буквально вымогала деньги, поэтому женщина резко отказала ей и совершенно не ожидала столь агрессивной реакции (состояние негативного транса), она была готова провалиться сквозь землю, лишь бы избавиться от попрошайки. Алла Ивановна, снова вспоминая ту ситуацию, сказала, что все вокруг смотрели на них: она — такая красивая, хорошо одетая, а рядом — какая-то страшная баба-яга из сказки, и заплакала. В этот момент она четко осознала, что таким образом «всплыл» наружу, реализовался ее детский страх. Женщина вспомнила, как бежала, как тряслись ее губы — точно так же, как и в детстве, когда она, испугавшись, убегала из темной комнаты.
На следующую консультацию Алла Ивановна пришла в более спокойном состоянии, было видно, что она стала чувствовать себя уверенней. Женщина рассказала, что после консультации долгое время плакала, вспоминала старые обиды, свое детство, но потом, буквально, «камень упал с ее души», ей стало легче, спокойнее, это сразу же отметили и ее родные.
Она вспомнила, что когда по совету известной гадалки ходила на церковную паперть, то всегда после этого чувствовала себя подавленной. Ей казалось, что там она выглядит высокомерно, брезгливо, и ей становилось все хуже и хуже. Нищие на паперти, видя, что к ним подходит респектабельная дама, выглядели не благодушными, а совсем наоборот, они озлобленно протягивали грязные руки, нецензурно выражались, завистливо смотрели ей в след. Однажды, когда Алла Ивановна раздавала милостыню на паперти, у нее закончились мелкие деньги, перед ней стояла злая пьяная старушка и настойчиво протягивала руку, женщина настолько растерялась, что, не задумываясь, вытащила из кошелька крупную купюру и протянула попрошайке.
В глубине души Алла Ивановна испытывала чувство страха за собственную успешность, она многого в жизни достигла сама, но, несмотря на это, она словно испытывала стыд за то, что ей так повезло. Этот комплекс возник еще в раннем детстве: Алла была старшим ребенком в семье, и требования к ней были жестче. Однажды их с сестрой угостили конфетами, каждой дали равное число, но младшая сестра их быстро съела, а Алла хранила. Когда младшая сестра попросила конфету у Аллы, та ей отказала, и родители сильно пристыдили старшую дочь за жадность. С тех пор в глубине ее сознания остался детский вывод: «Лучше вообще ничего ни у кого не брать, а если что-то имеешь, то лучше сразу отдать». Во взрослой жизни Алла Ивановна выполняла функции «старшей в семье». Так, всегда, когда ее младшая сестра просила о помощи, она спешила оказать ей и психологическую, и материальную поддержку.
Затем было проведено еще несколько психоаналитических консультаций, в ходе которых обсуждались взаимоотношения Аллы Ивановны с родными, но ситуаций навязчивых переживаний у женщины больше не повторялось. Через полгода состоялась контрольная консультация, на которой Алла Ивановна рассказала, что ее отношения с сестрой значительно улучшились. Когда Алла Ивановна уезжала в отпуск с мужем, ее сестра согласилась остаться с ребенком, чего раньше не было.
Комментарии к ситуации. Контакт с нищенкой стал для женщины серьезной стрессовой ситуацией, он актуализировал детские страхи, оправдал ее негативные переживания. Стрессовая ситуация усугубила внутренний конфликт, который скрыто существовал длительное время — конфликт «самоотношения» (хороший я или плохой?). Внутренняя конфликтная ситуация интенсивно поддерживалась сестрой Аллы Ивановны, которая была значительно социально успешнее своих родственников. Уровень эмоционального расстройства женщины был близок к посттравматическому стрессовому расстройству и сопровождался тревожно-фобическим состоянием, что и привело к развитию вегето-сосудистой дистонии и так называемой соматизации внутреннего конфликта. На предсознательном уровне женщина как бы приняла решение болеть самой, дабы отвлечь проклятье от семьи, что и было подтверждено в ходе психоаналитического консультирования.
«Родовые проклятья» и тяжкий дар врачевания
Особый разговор о родовых проклятьях — несчастьях, которые преследуют всех членов семьи несколько поколений подряд. Как правило, чаще такие случаи наблюдаются в деревнях, где люди более четко отслеживают свои корни.
Семейные легенды о тотальных неудачах, преследующих членов одной семьи разных поколений в какой-то жизненной сфере (в быту, при выполнении определенного рода работы), передаются от представителей старшего поколения младшему. Это могут быть, например, неудачи при разведении лошадей или несчастье в личной жизни, когда все женщины одной семьи рано вдовеют, «проклятые места», где по семейной легенде всех представителей рода постигают беды. Так, дед Иван советует своему внуку Василию отказаться от поездки в большой город, потому что когда он был молод, его там постигли неудачи, а до этого и его отца жестоко обманули городские жители, и сына своего он отговорил от «городских перспектив» по той же причине… Нередко такие «семейные истории» подкрепляются родовыми мифами о предке, на которого было «наслано» проклятье за какое-то действие. «Родовые проклятья» создают определенное мировоззрение у всех членов семьи. С одной стороны это может быть мифический запрет на какой-то вид деятельности, а с другой — легенда об успехе и везении в другой сфере жизни. Так, дед Иван еще с младых ногтей рассказывал своему внуку Василию: «В нашем роду хорошо получается коров разводить, а вот лошади у нас постоянно мрут, это моего прадеда цыган проклял за коня».
Избавиться от родового проклятья действительно сложно. И когда внук Василий все-таки захочет разводить коней, у него действительно будут часты неудачи. Но такой феном достаточно легко объясняется при психоанализе: если раньше в этой семье избегали разводить лошадей, то информативный опыт, необходимый для начала деятельности, отсутствует. Добавьте к этому страх неудачи, который обязательно присутствует у всех членов семьи с «родовым проклятьем» и высокое напряжение человека, который, несмотря на свой страх и неопытность, пытается действовать… Неудачи в таких случаях неизбежны, так и сбываются страшные легенды о «родовых проклятьях». Ошибки у молодого внука Василия начинаются уже оттого, что он обращается с лошадями, как привыкли в его семье обращаться с коровами, вот и умирают они одна за другой совершенно по необъяснимой причине.
Самым ярким примером «родового проклятья» можно назвать «дар целительства». С одной стороны это действительно дар, способность, умение помогать людям, навыки исцеления, которые передаются из поколения в поколение. С другой — настоящее проклятье, наказание для обладателя столь мистического таланта, который испытывает страдания оттого, что действует и думает иначе, чем окружающие люди.
Феномен дара целительства, очевидно, своими корнями восходит к одной из легенд Древней Греции о Хероне — боге врачевания. У Херона была рана, язва, которая приносила ему большие страдания, но она же служила и источником мудрости и понимания страданий других людей. Практически во всех культурах «целитепьство» одновременно является и чудесным даром, и мучительным проклятьем. В алтайской культуре врачеватели — шаманы — только переболев специфической болезнью и приблизившись к духам, могут обрести чудодейственную силу.
Древняя легенда не утратила своей актуальности и в наше время. Не стоит скрывать, что сегодня многие «люди в белых халатах» не только получают удовольствие от своей работы, но и в особо тяжелые минуты в силу разных причин проклинают выбор своей профессии, с которой связано немало проблем: хроническая нехватка времени, вечная усталость и стрессы, финансовые затруднения… Потому нередко, возвращаясь поздним вечером домой с невероятной усталостью, подводят итог прошедшего дня: «Работал, как проклятый».
Светлана Кухтерина
Источник
Leave a comment