Если выходящему из дома человеку задать вопрос «куда идешь?», дорога будет неудачной.
Чтобы ничего не случилось, на такой вопрос отвечают: «За Кудыкины горы».
Хорошей приметой считается, что до поры до времени свои планы нельзя раскрывать другим.
Например, забеременев, женщина как можно дольше скрывает от посторонних сам факт беременности.
Также и домочадцы до самого рождения малыша никому не рассказывают, когда это событие ожидается.
Нельзя рассказывать, куда отправляешься – цель путешествия сглазишь.
Навстречу попался человек с порожними ведрами – вас ждут пустые хлопоты и пустой день. Поп или девка с пустыми ведрами навстречу – ждите неприятных вестей. Примета связана, как и многие другие, с понятием встречи.
Считалось, что встреча человеку дается свыше и таким образом определяется его судьба, и любой встречи, как знака судьбы, избегать бессмысленно.
В следующем поверье к пустым ведрам и попу добавляется девушка – «девка» (это слово не имело негативного оттенка в те времена). Неблагоприятной считалась именно встреча с незамужней женщиной – девушкой, девицей, встреча же с беременной женщиной, напротив, предвещала всяческие блага, как и встреча с теми, кто несет что-нибудь наполненное.
То есть любой встречный, несущий в руках пустые ведра, воспринимается как предвестник о грядущем несчастье, неудаче. Если первый встреченный утром человек – мужчина, это к удаче, встретить первой женщину – к неудаче.
В прежние времена считалось, что женщина, и особенно пожилая, может сглазить с намного большим успехом, чем мужчина. Есть и еще причина – женское неумение удерживать язык за зубами, когда им во что бы то ни стало надо рассказать и кого они встретили, и во что был одет, и куда шел и т.д. И непременно их болтовня отразится на задуманном или раскроет чей-то секрет.
Монаха по дороге встретить – плохая примета. Если это все же случилось, сложи кукиш в кармане, иначе случится неприятность.
|
Собираясь в дальнюю дорогу, полагается перед выходом из дома присесть на пол-минутки и помолчать. Присесть «на дорожку» необходимо, чтобы в дороге сопутствовала удача.
Очень логичный подход – как раз в это время человек еще раз прокрутит в мыслях – не забыл ли чего? Все ли взял с собой – ключи, документы, билеты? Выключил ли электричество, воду, газ? Сосредоточившись, человек зачастую вспоминает что-то не сделанное, что могло бы заставить его вернуться с полпути.
Если же случилось так, что пришлось вернуться, полагается, выходя заново, взглянуть в зеркало и показать себе язык или заглянуть под коврик, чтобы в пути не случилось несчастья.
Эта примета имеет мистическую основу – считается, что возвратившийся с полпути человек должен ввести в заблуждение нечистую силу, чтобы отбить у нее охоту пакостить, и внушить, что ее здесь не испугаются. Нечистая сила, согласно поверью, помещается как раз под половиком или смотрит в зеркало из-за левого плеча. Иногда помогает, если изменить что-то во внешности или одежде – хотя бы символически: заново причесаться или надеть другой галстук. Нечисти после этого покажется, что человек уже другой.
Если при отправлении в дальний путь неожиданно пошел дождь – в дороге ожидает удача.
Небесная вода, то есть дождь, может смыть все печали и болезни. Еще в языческие времена дождь воспринимался как небесное молоко, которое питает и землю, и все, что на ней произрастает. Землю отождествляли с женским началом, Небо – с оплодотворяющим мужским. Эта позиция и сохранилась в поверье.
Если навстречу попадается кто-то с наполненным ведром, ему надо уступить дорогу. Смысл вкладывается такой: не стоит переходить дорогу своей удаче, о которой таким образом предупреждают свыше. И неважно, что находится в ведре: вода, ягоды, песок, молоко – значение имеет только то, что оно не пустое.
Не стоит отрицать и элементарную вежливость, заключенную в поверье: наполненное ведро тяжело нести, и тому, кто с ним идет, дорогу желательно освободить. За это получите от него благодарность – чем не удачное начало дня?
Чтобы вернуться в местность, где очень понравилось – бросают монетку в водоем. Славянская мифология наделяет воду мистическим значением. Прежде всего вода очищает и оживляет, животворит. Так в сказках «живая вода» оживляет – «сотворяет» заново, «мертвая вода» очищает. Поскольку вся вода появляется с небес, она является границей между этим светом и потусторонним миром.
Когда мы бросаем в воду монетку, таким образом пытаемся ее задобрить, выказать свое уважение, умиротворить – все для того, чтобы она не стала препятствовать возвращению, и еще для того, чтобы оставить на понравившемся месте частичку себя (тут приходит на память поверье о вещи, забытой в чужом жилье: туда непременно предстоит вернуться еще раз).
Перед тем как отправиться в дальнюю дорогу, для привлечения удачи надо взяться за угол стола. В оригинале славянское поверье гласило: собираясь в дорогу, надо приложиться к столу губами – поцеловать его. На протяжении многих веков стол в доме был почитаем весьма высоко, что даже отразилось в фольклоре.
В давние времена, если случалось продавать дом, стол оставляли в нем – дом и стол считались нераздельными. Настолько важным символом дома считался стол, что, отправляясь в дорогу, непременно надо было прикоснуться к его углу, чтобы получить благословение от дома – чтобы дорога была хорошей, а возвращение благополучным.
Если следом за тобой кто-то идет, то у тебя – идущего впереди – он забирает силу.
Оставляемый человеком или животным след наделяли мистической силой. Люди полагали, что по следу возможно не только получить информацию о том, кто его оставил, но и отнять силы или нанести порчу, если шагать за ним след в след. Физически можно объяснить это тем, что при ходьбе по проторенному пути человек затрачивает намного меньше сил, чем тот, кто идет впереди и протаптывает дорогу.
С мистической точки зрения это можно объяснить тем, что человека лишают следа, умышленно его затаптывая. Это делает человека незащищенным, так же, как и человека без тени.
Встретиться с кем-то на крыльце, когда выходишь из дому – предвещает недоброе. Принято считать, что любой встреченный человек некоторым образом переходит дорогу предстоящему делу, как бы подрезает путь.
Надо сказать, что эта примета очень мешает людям с мнительной натурой. При уверенности, что любая встреча послана Судьбой, человек затрачивает немалое количество энергии, чтобы разгадать смысл этой самой первой встречи, в результате примета претворяется в жизнь.
Такая встреча может обернуться и возможным вопросом «Куда собрался?», который сам по себе приносит неудачу, или просто незапланированной задержкой, которая приведет к опозданию.
Но следует отметить, что актуальной была эта примета в прежние времена, теперь же она осталась таковой разве что для сельских жителей – в условиях многоэтажных городских домов такие встречи неизбежны, поэтому о примете можно не задумываться как об утерявшей смысл.
Похоронная процессия (приметы на похоронах), случайно встретившаяся на дороге, предвещает удачу.
Такое несколько странноватое поверье произросло из обычая, который был раньше очень распространенным – вручать от имени семьи покойного первому встречному «подорожную», которая состояла из кусочка хлеба, монеты, свечи и куска холста.
Принявший это человек как бы отпускал покойному грехи.
Считалось, что умерший в виде благодарности первым встретит этого человека на том свете, когда настанет время, и станет его наставником, опекуном и защитником.
Отсюда поверье: человек, который идет первым навстречу похоронной процессии – счастливчик, поскольку уже обеспечил себе хорошее отношение на том свете.
Стоит упомянуть, что кое-где существует и поверье, абсолютно этому противоположное. Если споткнешься при возвращении домой – поссоришься с домашними.
Вообще спотыкаться – примета скверная, ее толкуют обычно как вмешательство со стороны. Если отбросить в сторону мистическую подоплеку, можно объяснить и с точки зрения психологии – как правило, у споткнувшегося человека настроение портится, что и сказывается негативным образом на отношении с домочадцами. Лучшим выходом будет не придавать случившемуся никакого значения.
Зашивать что-нибудь перед отправлением в дорогу – к неприятностям, неудаче. Это примета относится к категории часто сбывающихся. Но вряд ли причина в том, что «зашивают удачу» – как правило, перед дорогой в спешке все делается на скорую руку, что и сказывается незамедлительно.
Не стоит отправляться в дальнюю дорогу в пятницу – на таком пути не избежать неудач. Не только дорога, но и некоторые виды работ (особенно для женщин) в пятницу не приветствуются. Связано это с культом Параскевы Пятницы – ее обычно ассоциируют с Судьбой. Судьбу же, как известно, не стоит лишний раз испытывать.
Больной в бреду видит дорогу – к скорой его смерти. Суть поверья основывается на ассоциации дороги и того «последнего пути», о котором больной думает или предчувствует.
Кто нашел на дороге что-нибудь острое (гвоздь и т.д.) – того ждут неприятности. Смысл этой приметы кроется в отношении к порче и оберегам. Если человеку хочется уберечься от несчастья и порчи, все острое он направляет против возможного недруга – это и воткнутые в дверной косяк иголки, и нож острием наружу у порога. Направить что-нибудь острое в сторону путника – на мистическом уровне означает его «пронзить», отнять силы.
Многие фольклористы знакомы, впрочем, и с таким уточнением: неприятности грозят только тогда, когда острие предмета направлено на человека, если же в противоположную от него сторону, то это для того, чтобы близкие о нем помнили. Вывод: не стоит подбирать с дороги что попало.
Leave a comment