Четверг , 21 Ноябрь 2024
Home РЕЛИГИЯ Что не так с христианством
РЕЛИГИЯ

Что не так с христианством

7302e25cc4e64347088be3de667ce2ea
7302e25cc4e64347088be3de667ce2ea
Advertisements
<

Что не так с христианством

Я, как и все мои соотечественники, родился в стране с глубокими христианскими традициями. Сейчас многие настаивают на мнении, что истовое возвращение в православие является неотъемлемым условием для полного возрождения России в ее прежних славе и величии. Хочу изложить свои мысли на тему того, что это не совсем так. Источник – Эзотерика. Живое Знание

Закостенелые догмы

Христианство известно в мире как религия милосердия и любви. И преимущественно это действительно так – истины, изложенные в Нагорной проповеди Христа, даже сейчас впечатляют своей нравственной высотой. Притча о добром самаритянине призывает видеть в каждом человеке иной национальности или веры не чужака, а брата или сестру, которых нужно любить, а при необходимости — сострадать и помогать. Христос призывает любить также даже врагов и отдавать две одежды тому, кто попросил у тебя одну. Чем не картина полного рафинированного сострадания? Однако не все так просто. 

Христианской вере присуще глубокое противоречие, которое с постоянством остается незамеченным верующими христианами: что жившими прежде, что современными. И противоречие это между бесконечной, всеобъемлющей любовью Бога к своему творению и вечными адскими муками. И действительно, стоит подумать над этим – если в мире существует Бог, который бесконечно любит каждого человека, то как это возможно – чтобы тот же самый Бог отправил подавляющее большинство людей на вечные муки в ад? Такой исход может сотворить не любовь, а ненависть, не сострадание, а садизм. Согласно христианской догматике, без единственно истинной христианской веры, никакая душа, даже самая добрая, не может избежать адских мук. И что же получается – что подавляющее большинство представителей человечества, исповедующее другие религии, обречены после смерти попасть в ад и вечно мучиться там? Разве такое положение дел совместимо с представлением о Боге, бесконечно глубоко любящем всех людей? А меж тем, такой взгляд на вещи был зацементирован христианской церковью ещё в древности на одном из вселенских соборов. Так и считается: если кто скажет, что мучения нечестивых людей конечны – анафема. То есть любого человека, не придерживающегося концепции веры в то, что всех людей, чем-то не угодивших Богу, ждет вечное мучение, подвергают отлучению от церкви. А ещё в самом Евангелии написано, что “вне церкви нет спасения”. Мне доводилось встречаться с утверждением, что это – страшилка, придуманная в третьем веке, чтобы массово загонять людей в церковь. Кроме того, такой взгляд на вещи является глубоко варварским и устаревшим.

Стоит разделять вечную и вневременную божественную Истину и ее частное конкретное выражение в определенной исторической культурной среде. То, как люди воспринимали откровение божие, в значительной степени зависело от особенностей их ментальности, обусловленной эпохой их жизни и ее условиями. Какое это отношение имеет к проблеме, затронутой мною в предыдущем абзаце? Самое прямое. В глубокой древности, когда человечество находилось ещё в состоянии первобытного варварства и жило родоплеменными общинами, этические нормы распространялись лишь на членов своего племени. Все прочие люди даже и людьми в полном смысле этого слова не считались. Впрочем, я оптимистически смотрю на природу человека и полагаю, что даже в те очень древние времена, когда ещё не были даны заповеди, люди были более склонны к добру, нежели к злу. Археологи находили кости первобытных калек, которые долго жили, несмотря на то, что, судя по всему, были уже сами не способны участвовать в добывании пищи. А значит, их кормили и о них заботились из жалости и любви другие члены племени. Вот так обстояли дела с любовью к ближнему в каменный век. И это, кстати, служит неопровержимым контраргументом против воззрений тех людей, которые полагают, что человек по своей природе зол и имеет врожденную склонность добивать слабых и больных сородичей, что в действительности свойственно некоторым видам животных.

Но не будем обольщаться. Помимо свидетельств первобытного альтруизма также имеются свидетельства о куда более мрачных и жутких вещах – а именно кости людей, которые были съедены другими представителями homo sapiens. И это запросто уживалось с заботой об убогих и немощных – достаточно лишь четко разделять мир на своих и чужаков. И это разделение на своих и чужих имеет прямое отношение к мнимому попаданию всех иноверцев в ад, живущему в умах христиан. Сейчас посмотрим, как разделение на своих и чужих развивалось в ходе истории.

Итак, сначала этика и нравственные нормы распространялись на своих соплеменников или на союз нескольких родственных племен. Позже, когда крупные племенные союзы стали преобразовываться в народы, мораль стала затрагивать всех представителей одного и того же народа. Еще позже, когда стали формироваться сложные религии с развитой философией и благородным моральным кодексом, нравственность стала распространяться на всех единоверцев. И по историческим меркам, совсем недавно даже в большинстве христианских стран этика стала перерастать границы религиозной и расовой ограниченности и стала распространяться на всех людей.

Но посмертное правосудие христиан застряло где-то на уровне средневековья – когда нравственные нормы распространялись преимущественно на людей одной веры. Я испытал неприятное ощущение, сравнимое со скрежетом по стеклу, когда читал православный молитвослов и в одной из молитв встретил обращение к Богу с просьбой позаботиться обо всех православных христианах. Почему только о православных христианах? Мне хотелось бы молиться за всех людей. Ещё в Нагорной проповеди Христос призывал воспринимать под ближними всех людей, а не только единоверцев и одноплеменников, изливать на всех людей без исключения поток любви и сострадания. Но в посмертном правосудии церковных догматиков Бог выглядит неспособным соблюдать ту заповедь, которой сам учил людей, воплотившись на земле. Дело выглядит так, что призывая любить всех и сострадать всем, сам Бог любит лишь правильно поклоняющихся ему христиан, а всех остальных рассматривает как топливо для адской печи, которых без всяких намеков на духовную любовь и милосердие будет вечно мучить. Это настоящий религиозный фашизм, перенесенный в посмертную плоскость.

То, что люди считали справедливым в суде загробном, в значительной степени засело от их правосудия в этом земном мире. В целом вплоть до середины XIX века судебные приговоры даже за не очень серьезные преступления были очень жестокими. Многие в современных христианских странах ужасаются тому, как жесток мусульманский шариат – смертная казнь за измену, отрубание руки за воровство. Однако во всем мире ещё в недалеком прошлом правосудие укладывалось в концепцию: “чуть что, так сразу за топор”.

В частности, в средневековом оплоте православного христианства – Византии – даже самые образованнейшие и добрейшие христиане считали естественными и справедливыми такие наказания, которые нам показались бы ужасающе изуверскими и отвратительными. Такому человеку Бог, который не карает вечными муками, мог показаться слабым, не могущим наказать как следует.

Ладно, с отправлением всех нехристиан в ад вроде разобрались, теперь поговорим вот о чем: а справедлива ли адская мука для тех, кто ее вроде бы заслужил? Дело в том, что и человеческая жизнь, и человеческие поступки сугубо конечны во времени, и поэтому вечное наказание не может быть правильным и справедливым за ограниченные во времени преступления.

Одна девушка в интернете задалась вопросом: “Вечные муки – зачем они? Я бы не смогла обречь никого на вечные муки, хотя я злая. А Бог вроде бы добрый – и может…” И действительно – каков смысл вечных мук? Какая польза от них грешникам, зачем они праведникам и для чего их устраивать Богу?

И тут стоит признаться, что раньше, и в меньшей степени даже сейчас, польза от концепции вечных адских мук была. Педагогический смысл этой страшилки заключается в том, чтобы сильно напугать человека и хотя бы под действием этого страха заставить его вести себя по-божески. И если это было бесспорно актуальным в древние времена для полудиких людей – ибо Бог всегда дает свое откровение с учетом времени и места – то сейчас ситуация не столь однозначна. Если для не самых благородных людей отсутствие такого ярма сподвигло бы пуститься во все тяжкие, то более тонких и культурных людей такая страшилка попросту отталкивает от христианства.

Ещё один момент, который мне не нравится в церковных канонах – это учение об ангелах-хранителях в той конкретной форме, в какой оно сформировалось в церкви. Считается, что ангел-хранитель дается всем детям христиан при крещении. Христиане составляют лишь треть от населения Земли. Неужели всех остальных детей Бог оставляет без своей заботы и защиты? Такое представление представляется мне глубоко дискриминационным и бессердечным. Я считаю, что ангел-хранитель дается каждому ребенку при рождении.

Кстати, с ангелами-хранителями у меня связана одна достаточно интересная история. В одной эзотерической книге я прочитал, что можно обратиться к архангелу Михаилу с просьбой дать знак о его присутствии в моей жизни. Один из символов архангела Михаила – белоснежное перо. Одна женщина обратилась с такой молитвой к архангелу Михаилу и увидела в тот же день проезжающий мимо ее дома грузовик с изображенным на нем большим пером. Я попросил архангела Михаила дать мне знак и на следующий день случайно наткнулся на видеоролик на YouTube, в котором рассыпалось множество белоснежных перьев.

Что же делать?

В первой части статьи я подробно рассказал, почему никуда не годится концепция вечных адских мук, в особенности в отношение тех людей, единственным грехом которых является инакомыслие. Теперь же рассмотрим альтернативы этому взгляду на вещи.

Одна из этих альтернатив зародилась ещё в древности в недрах самого христианства, другая обращает наше внимание в сторону экзотических индийских религий.

Ещё в древности некоторые святые отцы полагали, что места Евангелия, упоминающие о вечных адских муках, не стоит понимать буквально, и что в конечном итоге спасутся все. Это учение получило название апокатастасиса и было отвергнуто церковью. Сейчас же, я думаю, традиционные церковные каноны должны быть пересмотрены и учению апокатастасиса должно быть уделено особое внимание. Многие православные скажут, что это противоречит Евангелию, но так ли это на самом деле? Действительно, в Евангелии есть места, в которых говорится о вечности адских мук. Но это буква закона. Суть же религиозного откровения находится не в букве закона, а в духе закона. Дух же Евангелия – жертвенная и всепроникающая духовная любовь. Поэтому учение об апокатастасисе больше соответствует духу Евангелия, чем концепция вечных адских мук.

То же можно сказать и о теории реинкарнации. Верным будет замечание, что теория реинкарнаций зародилась вдалеке от иудеохристианской традиции и никогда не была упомянута библейскими пророками. Но давайте посмотрим, противоречит ли учение о реинкарнации духу Евангелия – духу всепроникающей духовной любви? На мой взгляд, куда более милосердной является ситуация, при которой грешнику даются повторные попытки получить билет в райское царство божие, чем ситуация, при которой он навеки обречен на муки. Поэтому, индийская концепция метемпсихоза даже больше гармонирует с жертвенной и человеколюбивой природой Христа, чем традиционная для церкви концепция вечных адских мук.

К тому же, так ли чужда концепция реинкарнации Библии, как это кажется на первый взгляд? Есть в Евангелии одно странное место, которой позволяет предположить, что Христос сам рассказывал о реинкарнации своим ближайшим ученикам – апостолам. В случае со слепорожденным ученики спрашивают Иисуса, почему он родился слепым, кто согрешил – он или родители его? Мысль о том, что слепорожденный сам мог согрешить еще до рождения, указывают на теорию перевоплощения. Но откуда апостолы, простые еврейские рыбаки и рабочие, смогли узнать об этой теории? Такой вопрос был уместен скорее в устах древнегреческого интеллектуала, знакомого с философской концепцией реинкарнации. А значит, апостолам о реинкарнации что-то рассказывал сам Иисус.

Да и является ли теория реинкарнации чем-то чисто индийским? Несомненно, что вера в реинкарнацию зародилась впервые именно там. Но если переселение душ реально существует, то тогда это такой же всемирный закон природы, как круговорот воды в природе. Стоит обратить внимание на исследования американского психиатра Яна Стивенсона людей, помнящих свое предыдущее воплощение. Его книга “Реинкарнация. Исследование европейских случаев, указывающих на перевоплощение” – лучший труд, посвященный данной теме и переведенный на русский язык, а может, лучший и во всем мире. По крайней мере, в отличие от индийских книг о перевоплощении, там не встретишь учений о том, что человек, подумавший в последние мгновения жизни о гусенице, в следующей жизни родится гусеницей. И что примечательно, что во всех описанных Стивенсоном случаях, все люди, которые помнили свое предыдущее рождение, в прошлых жизнях были людьми. А для индийских религий свойственно полагать, что рождение в человеческом теле – редкая удача и в основном души перевоплощаются в телах животных. Таким образом, западная концепция реинкарнации явно и ощутимо отличается от индийской.

На одном христианском сайте я видел вопрос к сторонникам теории реинкарнации: если душа проходит через многие воплощения и сменяет так много личин, то с какой из них она войдет в Вечность, в Царство Божие? Эзотерики отвечают, что последняя, поскольку именно в последнем своем воплощении человек достиг совершенства и именно эта его личина наиболее достойна того, чтобы быть запечатленной в Вечности. Индийский кришнаизм же имеет глубокий и неожиданный ответ на этот вопрос. Каждая душа, перед тем как грешно пасть в этот мир, пребывала в единении с Богом и имела своей первозданный истинный облик. По мнению кришнаитов, именно этот истинный облик будет восстановлен в своей былой славе, после того как душа вернется в духовный мир Бога.

Источник

Leave a comment

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Recent Posts

Categories

Related Articles

Гороскоп на апрель 2022 года. Украинский Гамбит

Advertisements ContentsЗакостенелые догмыЧто же делать?

Родственные души. Притяжение “своих”

Advertisements ContentsЗакостенелые догмыЧто же делать?

Многомерное древо рода. Взгляд из большой реальности

Advertisements ContentsРодовой огоньМногомерная реальность родового древаДрево рода и его структура. Род всех...

Яндекс.Метрика